Искусственные рифы
Головна / Підводні затонулі об'єкти / Искусственные рифы
02.04.2015

Искусственные рифы

В последние десятилетия коралловые рифы – фантастически красивые и «густонаселенные» экосистемы Мирового океана – массово деградируют и гибнут. В начале 1980-х гг. общая площадь коралловых рифов оценивалась примерно в 600 тыс. км². К 2000 г. она сократилась примерно до 250 тыс. км². Морские биологи и экологи прогнозируют возможность полного исчезновения коралловых рифов в ближайшие 30-40 лет... Именно поэтому правительства стран, экологические и прочие неравнодушные к Мировому Океану организации заинтересованы в создании искусственных (антропогенных) подводных рифов. При правильном подходе создание таких рифов – это панацея для подводного мира, превращающая безжизненные территории в места здоровой, богатой флоры и фауны. Причем, со временем искусственные рифы настолько сливаются с подводной природой, что отличить их от естественных донных структур порой становится почти невозможно.

Итак, что же такое искусственный (антропогенный) риф? Это любой созданный человеком объект, помещенный в море в качестве среды обитания для морских организмов.

Значение искусственных рифов колоссально. Во-первых, они позволяют восстановить биологическое разнообразие на определенном морском участке. Это особенно важно в странах кораллового пояса, где искусственные рифы становятся каркасом, защитой для восстановления разрушенных якорями, браконьерством и другими путями еще живых и уже погибших естественных рифов. Искусственные рифы создаются так, чтобы стать максимально приближенными по виду к естественным местам обитания, нерестилища, укрытия для рыб и других морских жителей. Искусственные рифы успешно применяются уже более 2000 лет как в морском, так и в пресноводном любительском рыболовстве, а также для создания рыболовных мест.

Во-вторых, искусственные рифы за счет многочисленного биоразнообразия повышают способность моря (водоема) самовосстанавливаться, справляться с загрязнением. Не секрет, что, к примеру, взрослое поселение на рифе мидий размером 1 м² способно за сутки очистить 7-20 кубометров воды.

В-третьих, искусственные рифы – это подводная достопримечательность. «Обрастая» насыщенной флорой и фауной, они становятся все привлекательнее для дайверов и способствуют развитию дайвинга на восстанавливаемых дайв-сайтах. Кроме того, подводные рифовые конструкции берут на себя часть разрушительной нагрузки, облегчая состояние экосистемы живой природы в популярных местах интенсивного дайвинга.


Искусственные рифы превращают безжизненное дно, прочесанное донными тралами или убитое сточными водами, в оазисы, где бурлит подводная жизнь.

Форма и материал для искусственных рифов, создаваемых по всему миру, весьма разнообразны: используется старая боевая техника, вагоны подземок, отжившие свое автобусы, памятники или просто камни и бетонные конструкции.

Мировая практика по созданию искусственных рифов обширна и содержит много примеров успешной реализации данного проекта. В нашей статье мы приведем лишь некоторые из них, но каждый искусственный риф необычен и интересен по своему!

Турция. Бодрум

Современный Бодрум, который две тысячи лет назад древние греки называли Галикарнасом, в наше время – популярный курортный город в Турции. Чистая морская вода и мягкий климат привлекают сюда миллионы туристов со всего мира. Береговая линия живописного Бодрумского залива причудливо изрезана и образует множество полуостровов, а на горизонте виднеются очертания островов Эгейского моря.

В Бодруме ныряют круглый год, но основной дайверский сезон начинается в конце апреля – начале мая и продолжается до конца октября.

В мае 2006 года для развития дайвинга и привлечения туристов в рамках программы «Затопленные корабли для туризма» Подводная ассоциация Бодрума (ВOSAD) приютила на дне рядом с Черным островом два небольших списанных военных корабля, полученных от ВМФ Турции: корабль береговой охраны TCSG-115 (длина 30 метров, водоизмещение 70 тонн) и военный корабль TCG-Y111 «Pinar-1» (длина 37 м, водоизмещение 500 тонн). Оба «рэка» (затопленные объекты) лежат на глубинах 20–32 метров. Перед затоплением корабли были подготовлены по всем правилам создания искусственных рифов: очищены от топлива и смазочных материалов; во внутренних помещения убрали все, за что можно зацепиться; люки максимально открыли, внутренние проходы освободили.

Морские Вооруженные Силы и Береговая охрана Турции передали эти корабли Подводной Ассоциации Бодрума под лозунгом «Первые затопленные корабли для туризма» с целью привлечения иностранных и местных туристов в Бодрум, создания искусственных рифов и новых объектов для обучения. После десятилетий службы отечеству эти суда также станут новым домом для множества обитателей подводного мира Эгейского моря.

1 июля 2008 г. недалеко от Черного острова для дайверов был затоплен старый транспортный самолет турецких ВВС «Дуглас» DC-47A. В мае 2008 г. списанный «Дуглас» был подарен Подводной ассоциации Бодрума. С воздушного ветерана сняли все оборудование и опасные детали. Узкие и труднопроходимые места были закрыты металлическими планками. Погружение самолета на морское дно состоялось в присутствии всех дайв-центров Бодрума и нескольких сотен дайверов. «Дуглас» был затоплен на склоне, уходящем от берега острова в глубину, поэтому он лежит на дне не ровно, а под углом 25–30 градусов. Хвостовая его часть расположена на глубине 27–29 метров, а от кабины пилотов до поверхности всего 14 метров. Соответственно и крылья с двигателями находятся на разных глубинах: правое на 15–16, а левое – на 24–25 метрах.

Мальта

Уже несколько десятилетий на Мальте топят отслужившие свой срок корабли и суда. До затопления корабли готовят. Обрабатывают, убирая лишние детали и чистясь от горюче-смазочных материалов, прорезают технологические отверстия и проходы для дайверов. Находясь на дне, у кораблей появляется новая жизнь, их заселяют рыбы и другая морская живность. Подобные проекты по организации искусственных рифов существуют и в других странах, но на Мальте эта программа работает очень активно. Более десятка кораблей затоплены вокруг островов Мальтийского архипелага. Для дайверов специально организованны места погружений, автостоянки, удобные сходы к воде. На берегу установлены таблички со схемой и историей затопленного судна. Надо отметить что, изначально это делала группа энтузиастов, теперь это правительственный проект.

Сторожевые корабли которые служили в береговой охране Мальты, после списания легли на дно для создания искусственных рифов.

Патрульное судно Р31 в 2005 году было затоплено недалеко от острова Комино на небольшой глубине 18 метров. Р31 идеальный рэк для начинающих дайверов.

Р29 лег на дно ровно через год в 2006 году не далеко от паромной переправы Мальта-Гозо на глубине 38 метров рядом с затопленным буксиром Rozi . В проливе между островами всегда прозрачная вода и сторожевик видно почти целиком.

Сторожевые катера Р29, Р31 были построены в Германии в 1960 году, их длина и водоизмещение составляют 52 метра и 350 тонн соответственно.  

Ещё один экспонат, пополнивший подводный музей Средиземного моря в наши дни - танкер «Ум эль Фаруд». Это одна из консервационных зон, сформированных вокруг затопленных и затонувших у берегов Мальты судов. Ум эль Фаруд построен в 1969 году. Его длина - 115 метров. После взрыва в 1995 году, унесшего жизни девяти мальтийских докеров, танкер был признан неремонтопригодным и затоплен у бухты Wied il Zurrieq. После шторма в октябре 2004 года его разорвало на две части. Впечатляющие размеры корабля, хорошая видимость и активная подводная жизнь делают погружение запоминающимся — тут есть что посмотреть! Кроме того, есть возможность проникновения в машинное отделение и на нижние палубы. Естественно, для этого нужен некоторый опыт погружений. Остаётся добавить, что танкер стоит на ровном киле. Глубина: 18 м - мостик, 34 м – винты. 

Особый интерес представляет собой субмарина «Stubborn» – английская подводная лодка с боевым прошлым, которая была затоплена на глубине 60 м уже после Второй мировой войны, недалеко от столицы Мальты – Валлетты. Из-за серьез­ных глубин, на подводную лодку погружаются технические дайверы. Спуски на лодку проходят, как правило, в техни­ческом режиме по спусковому тросу. На дне течения почти не ощущается и субмарина предстает перед глазами во всей красе. Лодка лежит почти на ров­ном киле, в носу расположены 6 тор­педных аппаратов (по три с каждого борта), еще два торпедных аппарата имеются в корме. В боевой рубке и но­совой части открыты люки, но проникновение вовнутрь сопряжено с огром­ным риском, учитывая глубину и узость проходов.

Источники:

http://dive.info/ru/diving/mirovoy_okean/ekologiya_mirovogo_okeana/iskusstvennye_rify_mira

http://www.artificialreefs.ru/horosho.html

http://www.divetravels.ru/Pages/Diving/Bodrum-from_amphoras_to_planes.aspx

https://www.facebook.com/media/set/?set=oa.617799508300303&type=1

http://study.antra-tour.com/um-el-farud-um-el-faroud/

http://open-water.ru/node/1374

http://blog.demersus.ru/artificial-reefs/