Історія підводного живопису
Головна / Підводний живопис / Історія підводного живопису

Не так давно в мире изобразительного искусства появилось необычное направление – живопись под водой. Художники-дайверы изображают морские пейзажи непосредственно с натуры. Погружая с собой под воду холсты и краски, они за короткий промежуток времени, пока хватает воздуха в баллоне, пишут этюды – настоящие шедевры подводного пленера. Такую возможность художникам дал технический прогресс и распространение дайвинга, как безопасного вида деятельности. Подводному художнику в первую очередь необходимо быть профессионалом в дайвинге, поскольку такой род художественной деятельности связан с определенным риском для жизни, и при каждом погружении иметь с собой напарника, который будет следить за безопасностью художника. Таких людей во всем мире пока не много, ведь не каждый художник любит и понимает морскую стихию. Куда легче написать море в своей уютной мастерской по фотографии. В чем же изюминка? Подводные этюды наполнены эмоциями и переживаниями художника, в них есть первое впечатление от увиденной красоты. К тому же, в воде другие свойства живописи, по-иному ведут себя цвет и свет, тени от объектов подвижны, отсутствует линия горизонта...


Но кто же первый рискнул войти в этот загадочный мир и начал там творить? Этим человеком был Уолтер Ховлисон Притчард, который родился 26 марта 1866 г. в Мадрасе (Индия), но его предки были ирландцами. В 10 лет он переезжает в Шотландию для обучения в школе. По случайности не далеко от дома находился берег Атлантического океана, точнее – залив Портобелло. В заливе он часто плавал с друзьями и как-то, играя в игру, кто больше времени проведет под водой, Уолтер открыл глаза и был очарован увиденной красотой. Притчард любил рисовать, он стал часто нырять и наблюдать, а затем зарисовывать увиденное по памяти на берегу. Для этого он смастерил подводные очки из коровьего рога и кожи. Рисунок таких очков мальчик увидел в книге о путешествиях. Эту первую серию этюдов художник назвал «Сказочные виды глубин моря». В 18 лет Притчард начал обучаться в художественной школе Эдинбурга. Все лето он зарисовывал подводные сцены. Примерно в 1902 г. Притчард заболел пневмонией. Доктора посоветовали ему отправится в Египет, где очень сухой климат. Но вместо этого он решил поехать в Южную Калифорнию, где многие увлекались плаванием и нырянием с задержкой дыхания. Там Притчард познакомился с Робертом Камероном Роджерсом, поэтом из Санта-Барбары. Новый друг, как позже признался Притчард, «постоянно сподвигал меня, несмотря на мою убежденность, что эта идея невоплотима в реальности, писать полно-цветные живописные полотна под водой, чтобы отражать сцены максимально точно, с наилучшей точки зрения». Так Роджерс посеял идею, которая полностью завладела художником. В 1904 году Притчард отправляется на Таити. Здесь под водой он задерживал дыхание, пока делал свои зарисовки мелками на бумаге, приклеенной к стеклу и предварительно промасленной. Он скоро познакомился с Наири Сап-мон, братом королевы Мару. Наири показал художнику самые красивые ближайшие рифы, кроме того, у его нового друга оказался единственный в округе водолазный костюм. В скором времени Притчард написал свою первую действительно подводную живопись. Вместо холста он использовал кожу ягненка, она выдерживала воду, масленую краску он наносил жесткими кистями. Погружался он с лодки, с нее так же осуществлялась подача воздуха в шлем. Выбрав место, помощники с лодки опускали художника на дно с каменным грузом. Этот груз использовался еще и как стул. Затем Притчард устанавливал специальный утяжеленный мольберт, располагал полотно и писал в течение 30 минут. Он предпочитал глубину 30 футов, там был самый идеальный свет для живописи. В спокойных водах Таити он мог оставлять свой мольберт на дне и возвращаться на следующий день, чтобы дописать этюд. С Таити Притчард вновь вернулся в Калифорнию. Он привез с собой сотни рисунков и этюдов.

В 1906 г. в Сан-Франциско Притчард организовал свою первую выставку уникальных работ. Но судьба выставки была неожиданной, в городе случилось землетрясение, а затем пожар. Примерно 50 картин были уничтожены в огне. В 1909 г. художник поменял свое имя на Зарх. Происхождение нового имени не объяснялось. Из своего нового дома и мастерской в Пасадене он часто плавал на соседний остров Каталины. Там он погружался и писал этюды в своем собственном костюме для ныряния. Его картины стали хорошо продаваться, появились деньги на путешествия. Притчард вновь пишет серию этюдов на Таити, затем на Филиппинах, Японии, Самоа, Бразилии, Калифорнии, Флориды. Каждое погружение в то время было риском для жизни, ведь правила безопасности были еще не изучены. Но художника это не останавливало. Он рассказал, что как-то раз был атакован огромной рыбой с тупой мордой. Она порвала полотно, сбила его с ног, а затем уплыла, как будто ничего и не произошло. У него были выставки в Токио (1919, 1920), Париже (1921, 1925), Рио-де-Жанейро (1922), Лондоне (1928), Нью-Йорке, Гонолулу, Пасадене и других городах США. Критики и художники превозносили его работы, как гармоничные, мечтательные и одухотворенные. Притчард стал читать лекции о своей технике живописи и о подводном мире. Он читал в Нью-Йоркском аквариуме, Калифорнийской академии наук, институте Скрипса по Биологическим исследованиям. Американский музей Натуральной Истории в Нью-Йорке приобрел 9 его работ для нового холла океанской жизни. В 1921 году на выставке в Париже принц Монако Альберт I приобрел 11 картин для Океанографического музея. Сегодня многие из работ Притчарда исчезли из музеев. С появлением подводной фотографии его картины стали не актуальными. Свои последние годы художник прожил в нищете на маленькую пенсию в городке Остин штат Техас и умер 29 августа 1956 г. Зарх Притчард совершил подвиг - воплотил свой творческий потенциал в чуждой и опасной для человека среде. Свойства воды по-прежнему остаются неизученными для художников, а искусство никогда не стоит на месте. Для Зарха Притчарда подводный мир был особенным, сакральным. Он писал: «Это мир мечты, в котором все окутано мягкой дымкой. Когда достигаешь дна, создается ощущение, что отдыхаешь на какой-то дальней планете. Как нигде субстанция пропадает в никуда уже на средней глубине, и материальные формы незаметно растворяются в переливах окружающих цветов».

Вторым открывателем подводного творчества стал русский ученый Николай Николаевич Кондаков (1908-1999). Родился он в Рязани, с самого детства любил рисовать, но художественного образования так и не получил. После окончания школы поступил на биологический факультет Московского государственного университета. Затем работал во многих исследовательских институтах Владивостока, Москвы и Ленинграда. Защитил кандидатскую диссертацию по исследованию кальмаров. Кондаков участвовал во множестве экспедиций. В 1946 году он проводит изучение тюленей на Каспии и работает над «Атласом морских млекопитающих». В 1947 году исследует дельфинов в Черном море.












В 1948 Николай Кондаков участвует в экспедиции на китобойце «Пурга», китобойной флотилии «Алеут» по изучению китообразных Охотского, Берингова и Чукотского морей. В 1954 году ученый прибывает на Черное море в Крым и при погружении с аквалангом у Карадага делает этюды пейзажей и ихтиофауны. В качестве основы «холста», художник использует пластины из жести и масляные краски. По 1958 год Н.Н. Кондаков создает серию таких этюдов в Черном море. В 1960 и 1965 годах он, погружаясь с аквалангом, осуществляет зарисовки и сбор прибрежной фауны залива Петра Великого, для Атласа морских беспозвоночных дальневосточных морей.

Следующим из «Пионеров» подводной живописи является француз Андре Лабан. Родился он в 1928 году в Марселе. Тяга к живописи появилась еще в детстве, но А. Лабан получает образование инженера-химика. По счастливому стечению обстоятельств молодой ученый устраивается на работу в команду Жака Ива Кусто. На судне «Калипсо» Лабан становится опытным ныряльщиком, разрабатывает подводные боксы для фото- и видеокамер. Делает множество подводных фотографий. Глядя на полученные снимки, будущий художник осознает, что фотография не передает истинных эмоций и впечатлений о пребывании под водой! Так появляется идея попробовать написать живописное полотно под водой. Первые пробы были не удачны, но будучи химиком, он нашел решение, как устранить неудобства сопротивления материалов. Первый удавшийся этюд был написан Лабаном в 1962 году и размещен в интерьере экспериментального подводного дома «Диоген», установленном на глубине 10 метров. Эта картина имела большой успех, и в дальнейшем путешествии с командой Кусто художник пишет множество этюдов различных морей и океанов.

Даже после своего увольнения, а проработал в команде Андре Лабан 21 год, Андре Лабан продолжает писать свои этюды в Средиземном и Красном морях. Сейчас художником написано более пятисот работ.


В настоящее время житель Франции, бельгиец по происхождению, Джами Верейлевеген с 1983 года пишет под водой в Средиземном море. Испанец Альфонсо Круз, начиная 1992 года, творит свои полотна в разных морях мира. Стали появляться новые художники-дайверы в Индонезии, США, Украине и России.


Но первыми, кто предпринял шаги по систематизации знаний и соответствующих навыков для написания живописных полотен под водой стали украинские дайверы на базе Дайвинг клуба «Katran». В 2011 году Владимир Авраменков организовал первую в мире школу подводной живописи «Art Gallery Katran», тем самым предоставив уникальный шанс развиваться в этом новом направлении всем желающим – от молодых начинающих художников и аматеров в живописи до уже состоявшихся профессионалов.

История подводной живописи пишется ежедневно, и каждый может внести свой вклад в новое, перспективное направление в творчестве!